БРПО и БРСМ

 

Идейно-воспитательная работа

 

Шестой день

 

Школьное самоуправление

 

Проекты эколого- краеведческого воспитания

 

Курсы по выбору

 

Школа здоровья

 

 

 

 

Воспитательная работа

 

Программа эколого-краеведческого воспитания

 

«Неудовлетворенность настоящим и безнадежность,

 безотрадность Будущего – вот роковое следствие

 отречения от родного Прошедшего, от истории

 жизни и смерти отцов наших – это

 и есть Страшный Суд».

Федоров Н. Ф.

 

 

 

Актуальность темы

 

       В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблема окружающей среды (экологические проблемы) приобрела глобальный масштаб. Она затрагивает самые основы цивилизации и во многом предопределяет возможности выживания человечества.

       К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьёзными экологическими проблемами стали загрязнения атмосферы, биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

        Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейшем действии по сбережению жизни на Земле. Основное противоречие эпохи, породившей эти проблемы,  состоит в том, что человек всего лишь преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как всё больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразовании среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной  ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды.

       Проблемы экологии в современном мире имеют особую значимость. Их острота во многом определяется перспективой выживания человечества. В настоящее время только в нашей стране 20% населения живёт в зоне экологического бедствия; 35-40%  - в экологически неблагоприятных условиях. В результате наблюдается значительный рост заболеваний, связанных с загрязнением воздушного бассейна, водоёмов, ростом уровня шумов, усиливающимся «электронным смогом». «Вклад» в этот процесс вносит широкое применение гербицидов и пестицидов в сельском хозяйстве, безответственное и бездумное отношение к работе с радиоактивными веществами.

      Для того чтобы люди могли иметь хорошее здоровье и высокое качество жизни, исключительную важность имеет предупреждение вредного воздействия на здоровье людей или на окружающую среду, вызываемого загрязнением воздуха, воды и почвы, шумами, вибрацией, вредными запахами. Окружающая среда включает в себя животных, растения и их экологические системы, которые тесно связаны с условиями существования людей. Поэтому сегодня очень важно:

  • выработать общественную и национальную этику отношения к окружающей среде, с учётом экологического равновесия и качества жизни;

  •  воспитать граждан, которые понимают основные связи человечества со всей окружающей средой и взаимодействия с ней, оценивают потребность в поддержании экологического равновесия, испытывают внутреннюю потребность работать над разрешением проблем окружающей среды и считают себя обязанными её улучшать;

  •  добиться того, чтобы общество понимало, что каждый гражданин в той или иной степени ответственен за принятие решений, касающихся окружающей среды; 

  • предоставлять гражданам точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней проблем с тем, чтобы они могли понимать наилучшие возможные решения в отношении использования среды.

       Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и от разрушения, сохранению генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Необходима переориентация системы ценностей всего окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования.

      Процесс формирования экологической культуры, которая рассматривается как цель экологического воспитания в силу включения в себя самых различных аспектов, не может быть успешным в рамках одной, пусть даже очень насыщенной дисциплины. Требуется поэтапное рассмотрение основных экологических идей в каждом классе в рамках всех учебных предметов, постепенное дополнение и расширение их содержания, усиливая те или иные особенности этих идей с учётом психологического развития каждой конкретной группы учащихся. Экологические идеи составляют основу содержания экологической культуры. К ним относятся:

 

Я – ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. Я ПОЗНАЮ СЕБЯ.

МОЁ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ – ЭТО ОТНОШЕНИЕ МИРА КО МНЕ.

ПОЛЮБИ МИР, И ОН ПОЛЮБИТ ТЕБЯ.

МИР ПРЕКРАСЕН. И Я ЧАСТЬ ЭТОГО ПРЕКРАСНОГО.

ПРИРОДА – ТВОЙ ДОМ, СЛЕДИ ЗА ПОРЯДКОМ И УКРАШАЙ ЕГО.

ВЗЯВ У ПРИРОДЫ, ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЙ.

ПОЗНАЙ МИР, И ТЫ НАУЧИШЬСЯ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ С НИМ.

ЗНАЙ И ЧТИ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

      Этические принципы и экологическое мировоззрение:

  •  Принцип единства – все мы являемся частью природы.

  • Принцип смирения – мы представляем собой ценный вид, однако не более важный, чем другие. Все живые существа, включая человека, имеют свою значимость.

  • Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.

  • Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.

  • Принцип, любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное.

  • Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.

  • Принцип «Чти свой край» - изучайте и любите свой край, его природу, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.

           Интерес всякого цивилизованного общества к своему прошлому – непременный закон развития. Моменты забвения этого интереса, как мы знаем, не остаются безнаказанными – утрачивается возможность осознавать себя во времени, видеть свое место в общем развитии человечества. Интересы такого общества сужаются до рамок удовлетворения лишь непосредственных материальных потребностей, конкретных отправлений и т. д. Нравственный и умственный облик его тускнеет. Вступив на этот путь, общество немедленно начинает отставать в развитии. Но закон есть закон и рано или поздно возвращение общества к основной задаче человечества – стремление к постижению истины неизбежно. С неизбежностью возвращается и интерес к прошлому, к истории. Прошлое вернуть невозможно, но, думая о насущном, культурный человек всегда должен помнить, что в конечном итоге от всех начинаний и дел останется потомкам не больше, чем сам он сумеет унаследовать от прошлого.

        Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые творили на ней не только десятки, сотни, но и тысячи лет назад. Надо познать нашу белорусскую культуру, обогащенную и сохраненную многовековой историей.

       Усадебные, дворцовые и замковые ансамбли были достойным украшением белорусской земли. Здесь развивались и процветали ремесла и торговля, тут создавались, собирались и лелеялись материальные и духовные ценности народа, формировалось национальное самосознание.

      Актуальность программы эколого-краеведческого воспитания обусловлена все более возрастающим в последнее время интересом к историческому наследию Беларуси, особенно к изучению старинных дворцово-парковых ансамблей, к числу которых относится и родовое поместье графов фон Гуттен-Чапских в д. Станьково. Не может оставить равнодушным уникальный по своему дендрологическому составу старинный парк, который может являться теоретической и практической базой для реализации данной программы.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

 

 

  •  воспитать экологическую культуру (здоровье, жилье, общение, взаимодействие с окружающим миром);

  •   углубить знания по экологии;

  • привить навыки экологической культуры и расширить представления о многогранности мира.

  • Не предать забвению былую культуру, возродить то из утраченного, что послужит достоинству народа, что, послужит формированию гражданской позиции учащихся.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 

  •  создание условий для осознания учащимися, что Земля – это общий дом для всего живого;

  •  развитие у детей потребности общения с природой;

  • формирование у школьников понимания ценности природы для каждого человека;

  • воспитание потребности к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по её охране;

  • получение знаний по истории родного края, воспитание патриотических качеств, формирование нравственных убеждений, составляющих основу мировоззрения и жизненной позиции.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

1.      Проект «Станьковский парк. Сохраняя прошлое, думаем о будущем».

ЦЕЛЬ: изучение исторического наследия родного края, частичное сохранение и восстановление дендрологического состава.

 

2.      Проект «Наша забота малым рекам» (2004-2005 учебный год).

ЦЕЛЬ: изучение состояния территории прилегающей к реке, изучение экологического состояния водоёма, создание экологического паспорта реки.

 

3.    Общешкольная акция «Строим общий дом».

ЦЕЛЬ: благоустройство и озеленение пришкольной территории, школьных помещений, формирование эстетических ценностей у учащихся путём восприятия окружающего мира.

 

4.     Создание экологической тропы.

ЦЕЛЬ: изучение флоры и окрестностей.

 

5.     Научно-исследовательская эколого-биологическая.

ЦЕЛЬ: изучение флоры окрестностей школы, привлечение учащихся к научно-исследовательской работе.

 

6.     Проект «Станьково – жемчужина района».

ЦЕЛЬ: создание туристической зоны и развитие музейного дела.

 

7.     Проект «Беларусь – наша Родина».

ЦЕЛЬ: посещение и знакомство с историко-культурным наследием Республики Беларусь.

 

Формы работы:

  • внеклассная работа по предметам;

  • практические работы в классе и на местности;

  •  экскурсии по историко-культурным достопримечательностям;

  • туристические походы;

  • трудовая деятельность в лесничестве;

  • экскурсии в природу;

  • работа на пришкольном участке;

  •  экскурсии в естественнонаучные, историко-краеведческие  музеи, ботанический сад;

  • просмотр видеофильмов;

  • лабораторный практикум;

  • предоставление экскурсионных услуг;

  • работа клуба «Поиск»

  • пополнение экспозиции школьного историко-краеведческого музея. 

 

СИСТЕМА ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

           1-3 классы                                             педагогическая деятельность предметы «Человек и мир»                                          дни здоровья

занятия по интересам:                                                  общешкольные дела

«ЗОЖ», «Экологическая грамматика»                       детский оздоровительный лагерь

                                                                                        работа на пришкольном участке

                                                                                        конкурсы рисунков

                                                                                        походы и экскурсии по историческим

                                                                                        местам Беларусь

4-12 классы

УРОКИ:

география, биология, химия,                               клуб «Эколюдики»

физика, физкультура, история,                           неделя «Экология и мы»

литература, история,                                            День Земли,  общешкольные дела

курс по выбору                                                     благотворительные акции по

«В поисках утраченного»                                    благоустройству школы

                                                                               дни здоровья, клуб «Хочу все знать»

                                                                               конкурсы плакатов

                                                                               работа на пришкольном участке

                                                                               походы и экскурсии по историческим

                                                                               местам Беларуси, клуб «Поиск»                

 

 Критерии,

 по которым определяется эффективность работы

 

  •   сформированность экологической культуры (здоровья, жилья, общения, взаимодействия с окружающим миром)

  •   сформированность уважительного и бережного отношения к памятникам истории и культуры, посильное участие в их возрождении

  •  умение видеть красоту, ее ценить, испытывать потребность в общении с природой, стремиться к конкретной деятельности по ее созиданию

 

Обсудить на форуме>>>